Одной
из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация
научно-исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская
деятельность школьников- это деятельность обучающихся под руководством учителя,
связанная с решением творческой исследовательской задачи и предполагающая
наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Этапы исследовательской работы
1. Постановка
проблемы
2. Определение
темы, предмета и объекта исследования
3. Поиск
и сбор источников информации:
- работа
в архивах
- запись
воспоминаний
- анкетирование
- интервьюирование
4. Анализ
литературы, условий и методов решения
5. Формулировка
гипотезы
6. Составление
планов исследования
7. Собственно
исследовательская деятельность
8. Анализ
полученных данных
9. Оформление
исследовательской работы
10.
Защита исследовательской работы
Научно-исследовательская
деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь, самого педагога,
хорошего владения методиками исследования и просто желание углубленно
заниматься исследовательской деятельностью с ребятами. Почему исследовательской
работой в школе занимаются единицы учителей? Потому что эта работа очень
кропотливая, требует огромного труда, времени.
К
исследовательским компетенциям детей относятся следующие умения, которые
необходимо сформировать у учащихся в
урочной и неурочной деятельности:
- видеть
проблему
- задавать
вопросы
- выдвигать
гипотезы
- давать
определения понятиям
- классифицировать
- систематизировать
- проводить
эксперимент
- делать
выводы и умозаключения
- структурировать
материал
- доказывать
и защищать свои идеи
Главные
задачи учителя, который увидел искру исследовательского таланта в ученике,
следующие: помочь ему выбрать тему исследования; определить круг проблем,
подлежащих исследованию; стимулировать исследовательскую активность;
поддерживать любознательность, самостоятельно искать истину. Важно чтобы юный
исследователь с первых шагов понимал конкретную значимость своей работы.
Организация
исследовательской деятельности подразумевает несколько этапов:
Ø выявление
способных детей, желающих заниматься исследовательской работой
Ø диагностика
уровня интеллектуального развития, умений и навыков
Ø выбор
тем, постановка проблем, задач
Ø индивидуальная
работа научного руководителя с авторами работ
Ø участие
в научно-практических конференциях и конкурсах различных уровней. |