Четверг, 28.03.2024, 12:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Первомайская средняя школа

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Ваш любимый вид спорта
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Дискуссионный клуб Министерства образования и науки Российской Федерации Линия помощи «Дети Онлайн» Малая Нобелевская премия

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои файлы

Патриотизм как важнейшфя ценность духовно-нравственного воспитания школьников (из опыта работы Главинской Елены Алексеевны, учителя биологии
04.05.2011, 13:32

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали  ценностную переориентацию в молодежной среде. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Негативные тенденции способствовали пересмотру современной государственной политики, ключевой задачей которой является духовно-нравственное развитие личности.

В докладе В.В.Путина « Россия на рубеже тысячелетий» в качестве « исконной ценности россиян» был назван патриотизм - чувство гордости  своим Отечеством, его историей и свершениями.. Это любовь к России, к своей малой Родине, к природе». Природа, родители, родственники, родина, народ – не случайно однокоренные слова.   По определению А.Н.Вырщикова «патриотизм – это своеобразное пространство, в основе которого лежат чувства Родины, родства, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.          Новые  образовательные запросы семьи, общества и государства требуют координационных действий. Педагогическое взаимодействие школы, семьи и других институтов социализации вы видите на схеме в той форме, которая сложилась в нашей школе.          В связи со всем вышесказанным проблема патриотического воспитания становится одной из самых актуальных. 

В школе важно использовать воспитательный потенциал каждого учебного предмета, в том числе и биологии. Разработанная система патриотического воспитания на основе школьного курса биологии включает несколько направлений:  изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс патриотического воспитания на современном этапе;  отбор фактического материала, позволяющего эффективно осуществлять патриотическое воспитание в масштабах страны, региона, района, населенного пункта;  эффективное использование  традиционных и  инновационных технологий обучения, которые позволяют развивать надпредметные компетенции;  использование  метапредметного подхода и междисциплинарных связей.  

Анализ учебников и программ по биологии привел к выводу, что в них не ставится задача целенаправленного воспитания патриотических чувств средствами учебного предмета, а лишь подразумевается. В этом  видится противоречие между потребностью общества и недостаточным использованием возможности курса биологии. Необходимо обновление содержания учебников, но это процесс, требующий времени. На данный момент мне представляется важным, значимым:

  -введение понятий природы, природных богатств как национальных ценностей России

-  обогащение материала научными достижениями отечественных ученых

-  признание значимости в жизни человека приоритета духовного над материальным  

  -включение в учебную программу природоохранной,  другой полезной деятельности учащихся за счет резервных часов, предусмотренных БУП-2004г.

-  увеличение объема  краеведческого, экологического компонентов, которые способствуют формированию чувства рачительного хозяина своего края

-  изучение культурно-исторических ценностей, национальных обычаев и традиций

-  использование материала художественных произведений

- включение материала о языческом представлении о природе: поклонение духам природных сил, благодарность за их щедрость, боязнь обидеть «душу» дерева, реки или зверя  

Профессиональная компетентность учителя  невозможна без использования  современных технологий. Технология критического мышления, которую активно использую на уроках, способствует формированию универсальных умений и навыков, учит самостоятельной работе с информацией, умению осмысливать и оценивать ее достоверность. Сегодня невозможно представить современный образовательный процесс без использования информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют эффективному усвоению учебного материала, помогают сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, представляют большие возможности ученику для реализации творческих способностей. Наработан определённый опыт проектной деятельности. Разработка и реализация в урочное и внеурочное время краеведческих и социальных  проектов, таких как «Проблема глобального потепления», « Мусор от А до Я» , «Никто не забыт» обучает осознавать свою ответственность за то, что совершается рядом, чувствовать ответственность за судьбу своей малой Родины.   Новые технологии формируют ключевые компетенции учащихся, способствуют деятельностному подходу и личностно-ориентированному обучению, формированию надпредметных умений  и навыков. 

Использование современных технологий позволяет мне критически осмыслить традиционный опыт, заниматься самообразованием, совершенствовать собственные знания. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. В решении этих задач наиболее благоприятным является внеурочная деятельность с учащимися, основными формами которой являются: элективные курсы, кружки, предметные декады. В течение 20 лет занимаюсь с детьми туризмом и спортивным ориентированием. Мы учимся работать с картой и компасом, ориентированием  на незнакомой местности, ходим в походы, где ребята получают возможность ближе пообщаться с природой, пополнить свои знания о флоре и фауне, экологии родного края. С 2001 года на базе школы начали функционировать летние  профильные лагеря:  «Турист» и краеведческий «Ожинка» , а с 2007 г.- объединенный лагерь «Следопыт».Была разработана программа  работы лагеря, которая прошла через  два конкурса муниципальный и республиканский ,и выиграла два гранта ( 7 тыс. и 50 тыс. руб.) Объединив усилия команды единомышленников, добились неплохих результатов в формировании гражданственности и патриотизма наших подопечных, что подтверждается отзывами детей и родителей.

Особо хочу остановиться на исследовательских экспедициях, маршруты которой прошли по территории Сысольского, Корткеросского, Койгородстого, Усть-Вымского районов. Собран большой материал по флоре и фауне, по топонимическим названиям нашей местности, истории забытых деревень и «спецпоселков». Участники экспедиции получили яркие впечатления от знакомства со старожилами, краеведами других школ, сел и поселков. В каждом населенном пункте мы отдаем дань памяти павшим в годы ВОВ, изучаем списки погибших и пропавших без вести, благоустраиваем памятники. Ребята встречаются с ветеранами войны и труда, вдовами, тружениками тыла, оказывают им посильную волонтерскую помощь. Эти встречи, общения способствуют формированию позитивного жизненного опыта, дети приобретают неоценимый опыт толерантного отношения друг к другу, обмениваются опытом исследовательской и туристической работы.  

Главный нравственный результат этой работы в том, что дети учатся быть рачительными хозяевами своей земли,  убеждаются, как много хороших людей живет в нашей республике, в поселках и селах, какое горячее участие  местные краеведы , координаторы принимают в организации встреч, помогают поиску, оказывают теплый радушный прием. Весь собранный материал становится основой для дальнейшей поисково-исследовательской работы, используется при подготовке к докладам, и конечно же, находит применение на уроках биологии для обогащения содержания.   Я полностью солидарна с академиком Д.С.Лихачевым, который утверждал « к патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать,,,» Только при таких подходах к урочной и внеурочной деятельности, а именно в их единстве, можно воспитать выпускника школы ,который будет являться носителем ценностей гражданского общества, осознавать свою сопричастность к судьбам Родины.  

Категория: Мои файлы | Добавил: mari
Просмотров: 1240 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
Поиск
Block title

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz